Сопряжение поверхностей

Дмитрий Инякин  /   20 ноября 2021 г.

С какого-то времени я стал обращать внимание на, казалось бы, довольно обычную и не особо приметную деталь в дизайне машин. Речь идёт о сопряжении поверхностей в местах стыков крыльев и бамперов.

Как это делали раньше:

Или так:

На некоторых бамперах молдингов могло и не быть, но благодаря горизонтальным выштамповкам сохранялась единая поясная линия, проходящая сквозь колёсные арки и радующая глаз. Причём бамперы всегда визуально выделялись своим особым дизайном. Их было видно.

Потом от молдингов стали постепенно отказываться. Кто как. Дизайн машин постепенно становился таким, что визуально бамперы стали как бы сливаться с фальшрадиаторной решёткой, фарами и крыльями в одно целое.

Поскольку бампер это отдельная внешняя конструкция, его нужно как-то совмещать с другими панелями. Проще всего сделать стык прямой линией. Горизонтально или под углом? Если под углом, под каким? Может с изгибом?

Если у авто в дизайне есть определённый визуальный порядок линий, контуров, акцентов и т. д., то для поддержания всего этого хозяйства хорошо бы этот порядок соблюдать в каждой детали.

На каком расстоянии и под каким углом по отношению к аркам колёс расположены фары? Какая форма и контуры фар? Какова длина бамперов? Что с их рельефом? Какие контуры у окон и дверей? Под каким углом, например, если кузов хэтчбек, задуманы стойки задних дверей?

На самом деле сохранять гармонию линий не сложно, но я заметил, не все автопроизводители утруждают себя этим. На двух примерах ниже, линия заднего стыка, да и переднего тоже, идёт под каким-то своим углом, никак не сочетающаяся с другими контурами в дизайне авто.

Хотя можно было сделать вот так:

У «форестера» и 508-го тоже, лаконичный с изгибом стык с одной стороны кузова и полное отсутствие фантазии с другой. Не понятно, что помешало сделать сопряжение в том же духе? Француза хотя бы спасает то, что в попытке придать динамичности его задний стык идёт почти параллельно задней двери.

Альтернативные варианты (чуток пофантазировал с фарой):

У чехов гармоничные линии стыков сзади и совершенно нелепые под углом спереди. Как будто дизайнер, рисуя передок, каждый раз чихал, и его карандаш уводило в сторону.

В настоящее время некоторые автопроизводители между «сделать красивый стык» и «лишь бы был» выбирают второе.

Конечно, от марки к марке и от модели к модели ситуация меняется постоянно. Вчера производители следили за такими вещами, сегодня, возможно, не считают их особо важными, а завтра могут вообще на это забить. Так что...

Эти уделяли больше внимания местам стыков.

Эти тоже.

Автомобиль, как женщина — должен радовать глаз.